Танелорн ▶ Взгляд со стороны ▶ Статьи и рецензии ▶ "Эльрик на Краю Времени"

Рецензия на повесть"Эльрик на Краю Времени"
автор - Wizard

выходила в книгах:
Приносящий Бурю
  Песнь Черного Меча
перевод М. Петрунькина перевод А. Николаева

Многие относят "Хроники Эльрика" к "черной" фэнтези, и действительно, читая основной цикл об альбиносе-антигерое, сложно с этим не согласиться. Однако если романы об Эльрике - "черная" фэнтези, то к какому жанру отнести цикл "Танцоры на Краю Времени"? Ироническая фэнтези, фэнтези абсурда? Возможно... А к какому жанру отнести произведение, содержащие элементы и "черной", и "иронической" фэнтези?

Именно таким симбиозом двух жанров и является повесть "Эльрик на Краю Времени". Здесь вам и ироничные лицедеи-декаденты, каждый в своей маске; и меланхоличный, неприкаянный принц-альбинос.

Сам роман связан с основным циклом лишь парой строк. Элрик возвращается в Имррир, чтобы вернуть себе трон, захваченный кузеном Йиркуном, но по воле судьбы попадает не в Мелнибонэ, а на Край Времени, угрожая своим появлением всему мирозданию. Нельзя сказать, что, попав в такую ситуацию, альбинос остается самим собой. Он бесстрашен в схватке с семиглазым творением Вертера, неприступен для соблазнительницы Кристии, а при встрече с Уной Персон - Ксиомбарг - жалок и труслив. Постепенно он обретает несвойственную ему самонадеянность и жестокость - захватывая город из прошлого. И только Джеггед-Ариох смог остепенить его.

Однако все эти качества кажутся наигранными, словно сам Эльрик стал лицедеем в маске, жителем Края Времени. Возможно, именно поэтому Вертер или Герцог Квинский даже не подумали о том, чтобы поселить его в своих зверинцах, как любого другого путешественника во времени или очередного Юшариспа, а приняли как собрата по духу. Кажется, что, останься альбинос в этом мире (не стоит забывать об эффекте Морфейла!!!), ему было бы несложно ужиться с лицедеями-декадентами (не отступившими, кстати, ни на шаг от своей роли на протяжении повествования).

Интересна в всем этом спектакле и роль Лорда Джеггеда Канари. Он не отступает от своего амплуа всезнающего божка, а концовка романа вносит очередную интригу - кажется, что Джеггед - это и есть Ариох из мира Эльрика. И, учитывая поведение Лорда Канари в романах цикла "Край Времени" со своими современниками в прошлом, сложно с этим не согласится.

Говоря о симбиозе двух жанров, стоит добавить, что к к концу повести отголоски "черной" фэнтези все сильнее угасают. И не остается почти ни следа от меланхоличного характера альбиноса. Поэтому сие произведение вряд ли стоит относить к основному циклу об Эльрике, хоть и есть определенные привязки. Тем, кто любит цикл об Эльрике и ненавидит "Танцоров" повесть вряд ли понравится...