Танелорн ▶ Воплощения бессмертного ▶ Джерри Корнелиус

Джерри Корнелиус
герой или антигерой?

Джерри Корнелиус"...Наибольший успех - абсолютно бесспорный в момент, когда "Волна" была на подъеме - выпал на долю еще одного цикла Муркока, навеянного известными идеями канадского социолога Маршалла Маклюэна, атмосферой эпатажных 1960-х годов, эстетикой поп-культуры, а также определенной усталостью и раздражением части молодых авторов и читателей от традиционной фантастики предыдущих десятилетий. "Эльриком, вывернутым наизнанку" назвал героя цикла, Джерри Корнелиуса, уже упоминавшийся Джон Клют; а другой критик разглядел в персонаже Муркока даже Арлекина - прямую противоположность меланхолику-неудачнику Пьеро в итальянской Commedia dell'Arte. Джерри Корнелиус на некоторое время превратился в культовую фигуру: секретный агент, мессия, хиппи, мошенник-авантюрист - чего же более! Он - плоть от плоти бурной эпохи 60-х, именно такого "антигероя их времени" - если бы не "подшустрил" Муркок - рано или поздно должна была породить молодежная контркультура. Джерри рожден движением хиппи и поп-музыкой, галлюцинаторными ядовитыми красками надышавшихся и наглотавшихся чего ни попадя "детей-цветов", Че и Мао, мини-юбками и революцией в городах, возрождением комиксов и поп-артом. Это уличный оборванец, чьи университеты составили пабы и притоны Большого Лондона, но при этом оснащенный техническими "игрушками", словно взятыми напрокат у Джеймса Бонда. Циник и юродивый, народный герой и злой гений, способный - и самое главное, страстно желающий манипулировать всеми и вся, начиная от собственной персоны и кончая Мультивселенной. Разумеется, если выписывать подобную фигуру с замогильной серьезностью, то получится аутентичный портрет Дьявола. Но к счастью (или несчастью - это как посмотреть) Муркок имеет явное генетическое родство со своим героем, ибо порожден той же обстановкой и тем же временем. Поэтому, расписывая приключения Корнелиуса, он явно резвится... Романы из цикла о Джерри Корнелиусе структурно представляют собой пестрый, порой даже раздражающий декларативной "всеядностью" литературный коллаж, винегрет, в котором чем больше ингредиентов, тем вкуснее. Сенсационные газетные шапки, клипы из реально опубликованных материалов в прессе, газетные же объявления, отрывки из текстов музыкальных "хитов", новости из мира моды, научные сообщения, и слегка закамуфлированные отрывки из выступлений реальных светил науки... И все это подано под такой же дикой смесью обычно несочетаемых соусов - жанровых форм масс-культуры: похождения Джерри можно формально читать как шпионский боевик, мистический триллер, классический "спокойный" детектив, роман приключений, вестерн, и... как научную фантастику!"

из статьи В. Гакова "Вечный поборник"

 

Уна Персон и Катерина Корнелиус"...Самый амбициозный проект Муркока посвящен супергерою, отчетливо связанному в сознании читателя с контркультурой. Джерри Корнелиус во всем достигает высшего мастерства - в сексе, религии, политике. Но он так же легко отвергает большинство общественных институтов. Первый и третий роман очаровали меня в наибольшей мере отсылками к эпохе. Кроме того, в них все-таки просматривается сюжет. Хотя и слабо. Вообще Муркок создал скорее серию парадоксальных зарисовок, чем полноценных романов. Отдельные главы слабо связаны друг с другом - разве что настроением. Помимо реалий, часто нуждающихся в комментариях, в сериале много пародии и самопародии, умело скрытой автором. Целые эпизоды намекают на что-то еще, другие эпизоды указывают на предшествующие. Хаотичность, свойственная модернистской фантастике, здесь достигла пика. Неудивительно, что культовый сериал (первая книга даже экранизирована как "Последние дни человека на Земле" с сохранением многих особенностей романа) так и не стал популярным. "Корнелиус" слишком сложен для массового читателя. Однако для тех, кто хочет постичь дух Новой Волны, он незаменим."

из статьи А.Ю. Сорочана " Новая Волна в литературе второй половины ХХ века"

 

Стоит заметить, что в нескольких произведениях кроме самого Джерри Корелиуса участвует его сестра Катерина Корнелиус и небезизвестная Уна Перссон (именно они на второй иллюстрации).

Цитаты двух критиков приводятся здесь из-за того, что я не смог сформулировать свое мнение о данном цикле. Три, выходивших на русском языке, романа я видел, но прочитать так и не смог. Эта хаотичность, алогичность и непоследовательность повествования привела к тому, что на середине первого романа книга была закрыта и ни разу с того далёкого 1994 года, когда я её читал, у меня не возникало желание вернутся к ней. Dark Andrew

 

Цикл условно можно разбить на несколько частей: базовые романы (так называемый "Квартет Корнелиуса") и остальные произведения. Если посмотреть английские библиографии Муркока, то к циклу будет относится почти два десятка рассказов. Большинство из них были собраны в антологии о Джерри Корнелиусе, но некоторые печатались только отдельно, либо в несерийных антологиях. В описании сборники рассказов даются по последней, максимально полной редакции. Романы - по первому изданию.

 

Основной цикл ("Квартет Корнелиуса")

Базовая тетралогия, которая и "сделала имя" Джерри Корнелиусу.



  
The Final Programme (Финальная программа), 1967

   A Cure for Cancer (Лекарство от рака), 1971

   The English Assassin (Английский убийца), 1972

   The Condition of Muzak (Условие Мьюзака), 1977


Остальные произведения

   The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (Приключения Уны Перссон и Катерины Корнелиус в двадцатом веке), 1976

   The Entropy Tango (Энтропийное танго), 1981

   The Great Rock'n'Roll Swindle (Великое мошенничество Рок'н'ролла) он же Gold Diggers of '77

Новеллизация одноимённого фильма Sex Pistols, в дальнейшем переработанная и вошедшая под вторым названием в сборник Casablanca.


   The Alchemist's Question (Вопрос алхимика), 1984

Рассказ, возвращающийся к темам "Квартета Корнелиуса".


   The New Natute of the Catastrophe (Новая природа катастрофы), 1993 - сборник рассказов

В сборник вошли рассказы о Джерри Корнелиусе не только самого Майкла Муркока, но и Джона М. Харрисона, Брайана Олдисса, Нормана Спинрада, Хилари Бейли и других авторов, а также комикс о Корнелиусе и рекоменации по порядку чтения произведений.

В "Новую природу катасрофы" вошли все рассказы из сборника The Lives and Times of Jerry Cornelius (Жизнь и времена Джерри Корнелиуса), 1976, а также несколько других.

 

Поздние рассказы, ещё не вошедшие в сборники


   The Spencer Inheritance, 1998

   Cheering for the Rockets, 1998